"Ассоциации" — уникальный, открытый для публики проект Государственного музея-заповедника "Царское Село", объединяющий классическое искусство и авангардное. Каждое лето, начиная с 2009 года, ведущие петербургские дизайнеры создают оригинальные коллекции на заданную музеем тему...
Источники вдохновения — костюм, аксессуары, предметы декоративно-прикладного искусства, хранящиеся в фондах, архитектурные ансамбли, интерьеры дворцов и павильонов, регулярные сады, пейзажные парки и неповторимая атмосфера "Царского села" в целом.
Тема 2013 года "Посольские дары: страны и стили" — это и 400-летие Дома Романовых, и три светских века Петербурга, но главное — коллекция даров и подношений российским императорам, хранящаяся в "Царском Селе". Венценосные хозяева размещали подарки в парадных залах, на жилых половинах, даже выделили для них специальную комнату в Александровском дворце. Это были ковры, посуда, нарядные подносные блюда, оружие, мебель.
Европейская культура — по мнению Елены Бадмаевой — подарок судьбы для России. Голландские, немецкие, французские, английские платье, мебель, светский этикет, образ жизни были заимствованы и талантливо переработаны, так что весьма скоро стали совершенно для нас родными. "Кадо", от французского "cadeau" — подарок — называет Бадмаева коллекцию, вернее, представление: в огромном кубе, перевязанном красной праздничной лентой, плывущем на плоту к зрителям по Большого пруду, спрятан кукольный, картонный будуар. Хозяйка — настоящая балерина — примеряет "корсеты", "панталоны", "неглиже" и "вечерние платья". Белая бумага, едва уловимые очертания — наброски орнаментов — есть где разгуляться воображению.
Лилия Киселенко создала коллекцию-посвящение Голландии "№32,5", главному источнику вдохновения Петра I. В масштабном перформансе были задействованы: комплекс "Адмиралтейство", мужики — герои полотен Брейгеля из плотного картона, живые нидерландские "молочницы", паром, стог сена и 300 метров белоснежного полотна. Модели Киселенко — ультрасовременное прочтение народного костюма XVII века. Аскетичная черно-белая гамма, тельняшки и полосатые майки вместо блуз, на головах — игрушечные кораблики из накрахмаленного полотна. Но есть и чистая правда: пышные юбки, украшенные тесьмой, обязательные для работящей девушки фартуки и клумпы, деревянные ботинки, которые мы зовем по-французски "сабо". В центре действия — реконструкция отбеливания легендарного голландского полотна: девушки разматывают фартуки (50 м каждый) и полощут ткань в водах озера.
Татьяна Котегова отдала дань восточному духу Петербурга. В роскошном павильоне "Вечерний зал" (соавтором выступила бывшая прима-балерина Бориса Эйфмана, ныне — режиссер-постановщик Михайловского театра Вера Арбузова) она разыграла маленькую трагедию, в которой обезумевший от любви хан-посол пытался завоевать сердце русской красавицы. В ход шли спелые экзотические фрукты на серебряных подносах и крупные драгоценные бусы сочных оттенков лета, привезенные Котеговой из Марокко. Однако модели — 14 балерин Михайловского театра были непреклонны. "Искушение" — изящная, чувственная коллекция ночного белья. Швейцарский тончайший батист, кружево ручной работы и крой, отсылающий к лучшим образцам тех времен, когда светские дамы даже во сне должны были выглядеть безупречно.